Татьяна, расскажите, какие вопросы волнуют руководителей компаний, которые обращаются к вам за помощью?
Чаще всего к нам обращаются собственники, которые в той или иной степени погружения находятся в управлении бизнесом. И поскольку их бизнес – это их «кровный» интерес, они хотят понять: где найти источники повышения эффективности и повышения маржинальности бизнеса, как закрепить ответственность за результат бизнеса при кросс-функциональных взаимодействиях, как сформировать рабочую команду, ориентированную на одну цель. Часто обращаются за консультациями, когда принимают стратегические решения (в какой тренд встраиваться, как изменить продукт, выйти на новый рынок).
Можно ли сказать, что всегда актуален какой-то круг проблем, или актуальность всегда формируется "повесткой дня": изменениями в законодательстве, макроэкономическими показателями?
Да, безусловно, повестка часто меняется в зависимости от многих факторов: от экономической, отраслевой, рыночной ситуаций, от изменений законодательства и других факторов. Самое главное, что происходит сейчас на нашем региональном рынке – региональные игроки попадают в «ловушку средних компаний». Происходит это так: большинство рынков перестают расти, либо наблюдается очень слабая динамика роста, при этом в регион заходят крупные федеральные компании, параллельно появляется много мелких стартапов, которые забирают часть доли рынка, в результате ключевым региональным игрокам становится крайне некомфортно получать привычный размер прибыли.
За какие запросы ваша компания не берется?
В соответствии с нашими ценностями, мы не работаем с алкогольными и табачными компаниями, с краткосрочными займами, с игорным бизнесом. Если говорить про содержательную сферу, то мы не проводим глубокий бухгалтерский аудит и не осуществляем юридический консалтинг. Но при необходимости, когда реализуются проекты на основе этих компетенций, привлекаем наших партнеров, являющихся профессионалами в данных сферах.
Расскажите, как пришли в консалтинг лично Вы и насколько эта сфера изменилась за последние 5-7 лет?
В консалтинг я пришла 26 лет назад, когда слова «консалтинг» еще не было. Компания начинала с обучающих мероприятий. Наши компетенции трансформировались от обучения в сфере рекламы и продаж к обучению управленческим компетенциям, а затем к управленческому и, наконец, владельческому консалтингу (акционерные соглашения, владельческий контроль, корпоративные системы управления). За последние 5 лет наблюдается рост компетентности собственников, а также сильное смещение на консалтинговый продукт короткого цикла.
Почему в качестве темы на предстоящем "Сибирском трамплине" вы выбрали цепочку создания ценности?
Практика последних 3 лет показывает, что многие наши региональные компании столкнулись с ограниченными темпами роста своего рынка. Зарабатывать прибыль становится все сложнее. Если ранее быстро растущие рынки прощали ошибки менеджмента, то сейчас просто необходимо искать пути повышения своей внутренней эффективности. А это как раз анализ и управление цепочкой создания стоимости (далее ЦСС), по сути – модель прибыли. Работа компании со своей ЦСС помогает найти огромный спектр решений: как сократить потери, как убрать лишние звенья, и даже как изменить бизнес изнутри так, чтобы выйти на рынок с совершенно новой моделью. Яркий пример изменения ЦСС – уберизация, т.е. проведение прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, минуя посредников.
Скажите, часто ли к вам обращаются за консультациями в сфере командообразования, оценки персонала?
Постоянно. Это один из наиболее частых запросов. Например, у компаний «старой закалки» нарастает автаркия, т.е. разобщенность подразделений в решении задач бизнеса, и нужно перейти от функциональных колодцев к командной работе. Также сейчас возникает большое количество молодых компаний, которые следуют моде на создание команд нового типа. Все чаще запрос приходит не на формирование, а на развитие команд (team development).
Что касается оценки персонала, то наш Ассессмент-центр по-прежнему один из наиболее достоверных инструментов прогнозирования на сегодняшний день. Данная процедура достаточно дорогостоящая, но на самом деле она окупает себя (стоит только посчитать зарплату несоответствующего компании ТОП-менеджера на испытательном сроке, учесть риски некачественных управленческих решений и финансовые потери как следствие этих решений).
Некоторое время назад о персонале говорили очень много, команда ставилась во главу угла. Как обстоят дела сейчас? Все тот же подъём?
Продолжается невероятный подъем, но тема командообразования приобретает другое звучание, так как модной стала сформулированная еще в 1964 году Грейвзом концепция «Спиральной динамики». Подходы к управлению командами безусловно меняются. Если вам интересно узнать всё о современных командах и компаниях – приглашаем вас на большой открытый семинар «Бирюзовая организация», который будем проводить этой осенью.
Существует ли "золотое правило" успешного бизнеса?
Наверное, таких «правил» очень много, сколько владельцев бизнеса столько и правил. Для меня это:
1) «люди с высокой мотивацией и квалификацией»;
2) «экономика в каждом решении».
Два этих фактора должны работать на достижение целей и результатов, понятных и важных не только собственнику, но и каждому сотруднику.
И конечно нужно любить своего клиента и свой продукт – это априори.