сильные решения
+7 (3852) 529-759

[интервью недели] "Передовая тентовая индустрия - слоган и цель"

15
февраля

Сегодня мы разговариваем о секретах успеха компании «Алтайтент» с ее собственниками – Александром Басовским и Вадимом Беловым ( далее А.Б. и В.Б.)

 

 

 Как возникла идея создания вашей компании?

А.Б.: В 2002 году мы решили открыть летнее кафе. Как молодым предпринимателям, нам это дело казалось очень выгодным. И на самом деле, мы реализовали проект достаточно быстро – от идеи до открытия кафе прошло 2 месяца. В короткий срок мы согласовали место, построили кафе, причем часть работ выполняли сами. Но постепенно мы начали понимать, что дело-то не такое уж и выгодное. А сотрудники компании, которая строила кафе, поработав с нами, предложили стать соучредителями предприятия по изготовлению каркасно-тентовых конструкций. Мы подумали - а что мы теряем? И решили реализовать этот проект. Распределили обязанности. Второй мой соучредитель собрался, сел на арендованный грузовик, взял заемные деньги и поехал в Москву. В это время я подбирал помещение и обустраивал его. Через 2 недели Вадим вернулся, мы подготовили площадку и начали работу. К тому времени наша деятельность по летнему кафе закончилась, и все усилия мы направили в производство. У нас было 2 директора и 2 сотрудника. Начали работать и попали в несезон.

Настолько сложно все начиналось и настолько часто за ту зиму нам приходили в голову мысли: А правильно ли мы вообще затеяли это все? И в последующие пять лет эти мысли приходили к нам регулярно. Дело в том, что мы тогда очень сильно зависели от сезона, так как производили летние кафе. Но мы всегда думали о том, что можем реализовать в дальнейшем, потому что в основе нашего мировоззрения лежит стремление решать проблемы, а не искать причины, чтобы отказаться.

Все те зимы мы прожили очень сложно, например, часто возникала такая ситуация: пятница, вечер, людям надо давать деньги, ну хоть что-то надо им дать. А денег нет. И тогда мы давали каждому по конфете. Смешно звучит, но это чистая правда. Но в больше части мы, конечно, брали на зиму займы, которые для нас были тогда очень большими. Предприниматель всегда рискует, и зимой мы уходили в минус. Но всегда было понимание, что, несмотря ни на что, сотрудникам надо платить. Так мы сохранили свой коллектив. И когда в 2008 году наступил кризис, страшное время для многих предпринимателей тогда, мы набирали людей, профессионалов, которым платили зарплату. Конечно, экономически это было невыгодно, но прошло 10 лет, а эти люди до сих пор с нами. И мы это очень ценим.

Получается, первые 10 лет вы работали на чистом энтузиазме? А что вдохновляло вас тогда? Вы основывались на вере, или были какие-то расчеты?

А.Б.: Конечно, была вера в то, что вода камень точит. И в какой-то момент мы поняли, что лучше развивать свой бизнес, чем начинать что-то новое. Мы видели перспективу в более глобальных проектах. Сделали документацию, заказали в Москве технический расчет проектов. Два года пытались продавать с картинки. Это очень сложно и непонятно для людей. Нелегко было объяснить, что можно построить вот такое большое здание, с таким же функционалом, как у традиционного, но есть ряд отличий: оно дешевле, функциональнее, удобнее, быстро возводится. И вот в 2008-2009 году мы заключили первый большой контракт.

 

Помните тех клиентов?

А.Б.: Помним, поддерживаем отношения и до сих пор благодарны, что эти люди поверили нам. Это был достаточно большой объект, и мы не совсем понимали, что делаем. Когда же поставили, то удивились сами, насколько большое и надежное получилось здание. Мы старались и стараемся все сделать хорошо, например, металлическую конструкцию красим три раза самой дорогой краской, покупаем самую дорогую и качественную кровлю. И не зря стараемся. Когда наши поставщики приезжали из Европы, мы тоже показывали им этот объект, и они изумленно говорили: «Здесь, в Сибири, настолько качественно выполненное здание!»

И это не бравада, а реальные события.

Как бизнес стал семейным?

А.Б.: Когда женам надоело сидеть дома, и они стали приезжать на работу (прим.ред. – жены Александра и Вадима – родные сестры), документы выписывать. Далее с развитием компании мы прирастали сотрудниками. Сейчас у нас работает порядка 150 человек.

Какие критерии важны при выборе сотрудника? Сейчас многие жалуются на кадровый голод и нехватку квалифицированных специалистов.

А.Б.: Нам в этом плане еще сложнее, потому что специалистов того уровня, который нам нужен, на рынке нет, и ни в одном ВУЗе их не готовят. Конечно, выбор сотрудника происходит на каком-то интуитивном уровне. В первое время я устраивал тест, выяснял, умеет ли человек считать в уме, и если умеет, то я понимаю, что этот человек способен на многое.

Еще очень важна преданность компании. Мы смотрим на опыт работы, на то, как часто человек меняет профессии и компании. В какой-то момент возникает понимание, наш это сотрудник или нет. Смотрим и на морально-нравственный фундамент, на то, какими категориями человек мыслит.

Как часто обучаете сотрудников?

А.Б.: Постоянно. Офисные сотрудники регулярно ездят на семинары в Москве, Новосибирске. Мы считаем так: если хотя бы одна мысль, полученная на семинаре, окажется полезной и будет применяться сотрудником, то обучение окупилось. А если внедрится какая-то система, то это может вообще перевернуть всю компанию, поэтому юристы, экономисты, бухгалтера постоянно обучаются. Мы вкладываем в них деньги и ничего не требуем взамен.

Какими тремя ключевыми компетенциями должен обладать руководитель?

А.Б.: Первое – честность с собой, с сотрудниками, клиентами. Это основа долгосрочного бизнеса. Второе – важно иметь определенную миссию. Стратегическое мышление – третья компетенция. И я еще бы добавил эмоциональный интеллект. Людям необходимо, чтобы с ними общались по-хорошему, с пониманием. У нас в России часто не работают западные методики, та же система штрафов. Мы ее не применяем, считаем, что каждый человек должен сам быть ответственным.

Что для вас миссия?

А.Б.: Попытаюсь расшифровать, что это значит для меня: когда ты думаешь о том продукте, который реализуешь, о тех людях, которым ты его продаешь. Когда тебе важно, насколько удобен для них и долговечен будет твой продукт. И когда ты постоянно стремишься улучшить то, что производишь и продаешь.

Вадим, вы отвечаете за продвижение в компании. Скажите, с какими трудностями столкнулись, когда завоевывали рынок?

В.Б.: Начну с определенного этапа. Это был 2009 год, когда мы поставили большой спортивный объект – крытый хоккейный корт имени Алексея Черепанова. Успешно реализовали этот проект и решили двигаться дальше. Сделали порядка 25 крупных объектов в Алтайском крае, и на этом застопорились. Рынок был небольшой, а нам надо было масштабировать бизнес, расти. Пришло понимание, что кто-то должен заняться продвижением, и я взял эту функцию на себя. На тот момент у нас был простенький сайт, 3-4 странички, который никак не индексировался в поисковиках, и для начала я нашел компанию, которая помогла создать техническую часть сайта. Далее надо было заниматься наполнением, знакомить людей с нашей продукцией. Знаний никаких, и я начал искать ответы в Интернете. Сайт потихоньку наполнялся, появились клиенты в Новосибирске, Омской области, Красноярском крае, и так мы вышли на российский рынок.

Что было самое сложное тогда?

В.Б.: Убедить людей, что мы, парни из Алтайского края (а для Европы это глубинка), можем предоставить качественный продукт. Мы сразу пошли ва-банк. На главной странице сайта я написал: «Алтайтент – ведущий производитель быстровозводимых каркасно-тентовых конструкций». На тот момент это было не так, но цель, на первый взгляд, недостижимая, была поставлена. Когда ты фиксируешь какую-то цель, то продвигаешься к ней, как бы то ни было. Если цель не поставил, то ты ее не видишь. Поэтому фраза на главной странице сайта сыграла большую роль. А еще наш слоган - «Передовая тентовая индустрия».

Где находятся ваши конструкции, в каких городах?

В.Б.: По всей стране, начиная от Калининграда до Якутии и Сахалина. А также в ближайшем зарубежье: в Казахстане, Узбекистане, Монголии, даже в Китае.

Каково общее количество объектов?

В.Б.: Если считать крупные объекты, не принимая во внимание летние шатры, то около 400. Это хоккейные и футбольные спортивные арены, животноводческие комплексы, склады, ангары для техники. Для авиации предлагаем свои конструкции. Недавно выиграли крупный тендер, будем строить авиаангар в Якутии.

В чем наше преимущество? Мы используем определенный конструктив, специальную сталь и ткань французского производства, разработанную для критических температур. Это позволяет нам ставить объекты в таких сложных зимних условиях.

Вадим, какие три ключевые компетенции, на ваш взгляд, определяют хорошего руководителя?

В.Б.: Вера в себя, в свой бизнес. Второе – руководитель должен глобально мыслить, видеть, что там впереди, ставить определенные цели. И третье – я считаю, он должен уметь поддерживать доброжелательные отношения с сотрудниками, работать на доверии, уважать, создавать комфортную обстановку, не быть чрезмерно строгим.

Как вы считаете, должен ли присутствовать в компании человек, у которого будет другой, отличный от ваших, взгляд?

В.Б.: Конечно. Вот нас два собственника, у которых определенный взгляд на вещи. Он постепенно замыливается. И очень хорошо, что есть третий человек, который говорит: ребята, взбодритесь, можно сделать вот так, а можно иначе, пойти на определенные риски и выиграть.

А.Б.: Вообще, у нас с Вадимом на 90% вопросов абсолютно разные мнения. Я, скажем так, более горячий, а Вадим меня «остужает».

Как вырабатываете единое решение?

А.Б.: Научились терпению. Поначалу все решали эмоционально, а потом поняли, что нам всегда нужно приходить к компромиссу. Надо чувствовать человека, с которым общаешься, и быть готовым остановиться, посмотреть на проблему с его точки зрения.  Если бы мы не умели находить общий язык, то не развили бы компанию до такого масштаба.

Что вы думаете о четвертой промышленной революции?

А.Б.: Она предполагает роботизацию, отсутствие человека в производственных процессах, и это страшно, на мой взгляд. Но у нас не настолько высокотехнологичный продукт и производство. Полностью исключить участие человека не получится.

В.Б.: Я согласен с тем, что человеческий фактор должен оставаться, люди должны участвовать в производстве продукта. Но автоматизировать производство надо, и процесс этот идет.

Ищете какие-то инновационные методы? Внедряете их в производство?

А.Б.: Сейчас мы рассматриваем внедрение программы, которая позволит систематизировать все планы и задачи, исключить лишние шаги. Второе – мы хотим оптимизировать производство. Составили абсолютно новую схему работы. Ну и, конечно, понимаем, что участие роботов не за горами, через пару лет они будут у нас варить конструкции.

Чего бы вы пожелали предпринимателям Барнаула?

А.Б.: Ставьте цели. Не бойтесь мечтать, не отказывайтесь от реализации этой мечты. Всегда ищите возможность воплотить ее, а не причину, чтобы отказаться от нее.

В.Б.: Хочу вам пожелать, чтобы прежде всего верили в себя. Надо ставить возвышенные цели и идти к ним, вопреки трудностям. Работайте, и все у вас будет прекрасно.