сильные решения
+7 (3852) 529-759

[интервью недели] Ирина Лысковец, директор МТА:

17
марта

Театр - это храм искусства, место, где рождаются спектакли, и во многом он овеян загадкой и неким романтичным флёром. И всё же каждый театр - это "производственное предприятие", говоря грубым языком повседневности. И от того, кто управляет этим сложным хозяйством, зависит экономический успех и атмосфера в коллективе. Ирина Лысковец возглавляет Молодежный театр Алтая с 2014 года. В ней сочетается искренняя любовь к искусству, здоровый прагматизм опытного управленца и готовность к экспериментам на пути развития театра.

 

Ирина, Владимировна, как известно, все идёт из семьи. Расскажите пожалуйста о своих родителях. Они были связаны с театром?

Действительно многое идёт из семьи, и я не стала исключением. У меня прекрасные родители, очень талантливые артисты. Всю свою жизнь они отдали служению музыкальному театр. Мама -  заслуженная актриса РФ Любовь Августовская, папа -  заслуженный артист РФ,  он  много лет был Художественным руководителем  Алтайского театра музыкальной комедии. Сейчас они на пенсии, но передают свой опыт юным талантам - работают с ребятишками в театральных студиях.

 Как профессии родителей отразились на Вашем детстве? Вы из тех детей, что росли за кулисами, на репетициях?

У меня было замечательное детство. Я росла в театре, и это тогда казалось мне так естественно, проводить время за кулисами, общаться с артистами, помогать маме учить роли. Как-то незаметно для себя и сама выучила наизусть  почти все поставленные пьесы и музыкальные номера. Узнала, какие в театре есть цеха, чем они занимаются, как готовят сцену к спектаклю, как создается спектакль в процессе репетиций.

 Когда-нибудь мечтали стать экономистом, юристом, маркетологом? Вообще хотелось ли приобрести совершенно "земную" профессию?

Мечта была только одна – стать актрисой. И даже готовилась к поступлению в ГИТИС. Учиться хотела только в Москве. Но судьба распорядилась по-другому.  Поступать я не поехала. Актрисой не стала. Тем не менее, свою жизнь я связала с театром, но в другой профессии.

Наталья (Гордейчик) рассказывает, что в школе вы учились вместе, у вас был очень разнообразный выпуск – все с характером, с целями, и в итоге сейчас многие достигли серьезных вершин. А как складывался Ваш путь?

У нас действительно был хороший выпуск. И я очень рада за своих друзей, они нашли свой путь, и всё у них сложилось. Я закончила Московский государственный университет культуры и искусств, факультет Менеджмент социальной сферы. Теперь занимаюсь любимым делом, к которому я практически и теоретически подготовилась. Театр знаю и с парадной стороны и за кулисами. А это две очень разные стороны, как создаются театральные «чудеса» знаю не понаслышке. Ну, а когда закончила университет, то знания мои расширились намного значительнее, и теория попала на «подготовленную почву». Я поработала в театрах города: музкомедии, драме. Теперь возглавляю МТА. Считаю, чтобы театр был успешным, то есть интересным для зрителей и артистов – нужен упорный труд, подкрепленный современными знаниями и активной жизненной позицией. Вот тогда можно много добиться, к чему и стремлюсь.

Культура и искусство в России, а тем более у нас в глубинке, это всегда сфера, где работают с полной самоотдачей люди, которые свою профессию воспринимают, наверное, как служение. Расскажите об атмосфере в театре: как встречают новичков, как решают различные вопросы? 

Если театру не служить с полной самоотдачей, тогда надо выбирать другую сферу деятельности. Театр для артистов становится вторым домом, и какая  в нем будет атмосфера, зависит от каждого, кто в этом доме давно живет и того, кто пришел. Мы к своим новичкам присматриваемся заранее, ведь большей частью это выпускники нашего Алтайского института культуры, и, конечно же, мы знаем какой педагог набирает курс, смотрим работы студентов в процессе их обучения, делаем прослушивание при приеме на работу. В сентябре 2017 года совместно с педагогами института набрали курс, часть занятий проходит в стенах нашего театра. Смотрим на этих ребят, ведь часть из них останутся в нашем коллективе. Второй «поставщик» артистических кадров – Новосибирский театральный институт, с которым у нас тоже сложились хорошие творческие отношения. На выпускных показах мы, я и мои коллеги, обязательно бываем, смотрим, выбираем.

 На форуме "Сибирский трамплин" в декабре Владимир Завертайлов, руководитель студии "Сибирикс" тему своего выступления посвятил творческим коллективам и управлению ими. Ведь дизайнеры и программисты тоже творческие люди. А как Вы считаете, к таким коллективам нужен особый подход?

Конечно,  к артистам нужен особый подход. Ведь в эту профессию идут люди с определенным складом характера, темперамента, с тонкой организацией психики и чувствительности. И в работе с ними нужно очень точно  соблюдать правило «кнута и пряника». Шучу. Артисты народ сложный, но очень интересный – каждый отдельно и все вместе. Ведь на сцене, когда складывается актерский ансамбль – тогда и спектакль получается живой, интересный, энергетически наполненный.

 Пожалуйста, расскажите, чем силён МТА? Почему зритель должен обратить на него особое внимание? Наверняка у Вас есть представление об уникальности театра. Поделитесь им.

Наш театр традиционно, по той еще тюзовской традиции, считается театром для детей и молодежи. Но нам хочется, и мы это успешно делаем, чтобы он был для людей разных поколений. Так как бывает в большой семье. У нас и девиз такой – «Молодежный – театр для всей семьи». Мы хотим, чтобы наше искусство объединяло семью походом в театр в выходной день. Мы репертуар свой так строим – ставим спектакли, которые интересны не только детям, но и взрослые найдут в них смысл и для себя.  Наш театр – театр для всей семьи. Кроме спектаклей мы придумали различные привлекательные акции, которые со временем стали нашими традициями и фишками «Папин день» - поход в театр с папой и мамой, «ЗабаваPLAY» - для самых маленьких детей и детей с проблемами здоровья. Открыли детскую театральную «Школу-студию МТА», где ребятишки от 7 до 14 лет постигают основы актерского мастерства, играют вместе с взрослыми артистами в спектаклях, ставят свои студийные спектакли с профессиональными режиссерами и скоро сформируют свой репертуар.

На какие спектакли посоветуете обязательно сходить? 

Посоветую постепенно познакомиться со всем нашим репертуаром. Но если  для  взрослых зрителей – то «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова, этот спектакль получил  «Гран-при» II Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина, «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца в постановке И. Стебунова, современную французскую комедию «Бог резни» Я. Реза, «Иллюзии» по пьесе современного драматурга И. Вырыпаева. Вот несколько назвала, а у нас довольно обширный вечерний репертуар.

Традиционный вопрос от "Магис Бизнес": какие книги из прочитанных за недавнее время Вы бы порекомендовали нашим читателям? 

Мне не безразлично, какие пьесы будут ставиться в нашем театре. Поэтому я всегда нахожусь в поиске интересной литературы , стараюсь разделять её по возрастным интересам. Сейчас читаю «Бойцовский клуб»  Чак Поланик, «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбэри и конечно Сергея Довлатова.