сильные решения
+7 (3852) 529-759

[интервью недели] Анна Паутова:"От массовости мы будем уходить к индивидуальному обучению"

13
августа

Найдите в Барнауле хоть одну маму, которая в жизни не слышала о центре «Растем вместе». Вряд ли вам удастся! Он был пионером семейного и детского образования, остается лидером и сегодня. И во главе его стоит хрупкая очаровательная женщина, мама четырех сыновей, старшему из которых 15, а младшим 2 года. У Анны Паутовой не только 4 ребенка, но еще и 4 диплома о высшем образовании, поэтому в том, что касается обучения, она безусловный эксперт. 

 

Анна, расскажите о себе: образование, чем занимаетесь и увлекаетесь?

По первой, базовой своей специальности я учитель биологии, химии. Окончила биологический факультет экстерном, чем очень удивила своих учителей. Это было не очень принято тогда.

Вообще, родилась я в Барнауле, но большую часть детства и юности прожила за полярным кругом.  Школу закончила в Мурманске, а учиться дальше опять вернулась в родной город.  У меня была удивительно счастливая юность, потрясающая школа. И вот эти последние яркие школьные годы,  как раз легли в основу того, чем я сейчас занимаюсь. Они мне дали глубокое понимание того, что этот период в ранней юности – один из важнейших в жизни человека. Он стирает детские травмы, если проходит благополучно. Он может перемолоть личность как в плюс, так и в минус буквально на раз.

Мне кажется, самый важный период становления юной личности приходится сейчас на  8-11 классы. Даже за один учебный год можно поменять ребенку жизнь в хорошем смысле. Это та убежденность, тот искренний опыт, с которым мы создаем наш школьный проект.

После окончания  университета я пошла работать в школу, ситуация в стране была очень сложная. Тогда месяцами бюджетникам не платили. Свою первую зарплату я получила через полгода после того, как утроилась работать. Потом попробовала полгодика поработать там, где платят зарплату. Но работа была не связана с детьми, секретарская.  Поняла, что просто я здесь умираю от тоски. И начала искать работу в школе, устроилась в частную школу «Фриона». Я очень благодарна ее директору, за бесценный, очень важный для меня опыт. Потом я ушла в декрет, родился наш старший сын, а ещё через несколько месяцев родился наш «Растем вместе».

То есть, старт собственного дела у Вас был связан с рождением ребенка?

Да, и все мои серьезные личностные трансформации связаны с рождением детей. Я вообще считаю, что материнская энергия очень мощная. Она дает огромный потенциал. Просто каждый ее по-разному трансформирует и направляет. Большинство мам, занимающихся бизнесом, это подтверждают. Для многих рождение ребёнка являлось либо стартом для создания бизнеса, либо стартом для серьезных его преобразований. Энергия материнства созидательная. Так и предприниматель постоянно что-то создает во благо.

Мы и открыли наш «Растём вместе» и уже 15 лет растем вместе. Случилось это внезапно. Во-первых, я читала журналы и видела, что подобные центры есть в Москве, а у нас нет. Ну как же так? И вот видимо, очень мне было нужно открыть этот центр. Потому что в этот период у моего мужа совершенно случайно появилась финансовая возможность. И он сказал: «Давай! Ты же хотела!? Вот - на деньги». И мне было так странно и так ответственно, что он настолько поверил в меня тогда. Илюше было 8 месяцев, когда мы открылись.

Как можно с восьмимесячным ребенком сделать такой объем работы?

Ну вот так. Какая-то невероятная энергия наполняла меня. Я просто двигалась в потоке и не видела никаких препятствий и преград.

Вы отслеживаете увлечения своих детей? У Вас же это должно происходить, наверное, на автомате – как у профессионала с большим педагогическим багажом?

Да, безусловно. Что касается увлечения старшего сына – геологии, то я сама увлечена естественными науками.

Средний у нас – личность творческая с разносторонними увлечениями. Ему 8 лет, и он полная противоположность старшему. 

А младшим сколько лет?

Два года. И у них уже тоже есть четкие увлечения. Вова, например, уникально рисует, он левша, очень творческий мальчик. А Димка очень эмоциональный, очевидно, музыкально одарен. Посмотрим, во что это выльется. Вообще,  векторы  детей видно уже очень рано.

А Ваша работа помогает это как-то выявить? Стараетесь «вести» детей в их увлечениях?

Глаз уже наметан, конечно. Но в семье я стараюсь не проецировать свой опыт, не применять профессиональные подходы и техники, чтобы избежать этой знакомой всем ситуации. Ну, знаете, когда дети врачей залеченные, а дети учителей затырканные.

Я стараюсь включать и выключать училку в правильные моменты. Прямо работаю над собой. Дома я мама, и должна быть теплая, мягкая, понимающая и принимающая.

Есть мнение, что школа в том виде, в котором мы сейчас ее знаем, теряет свою актуальность, не соответствует запросам времени. Вы с этим согласны?

Я абсолютно согласна, что школа середины 21 века будет, конечно, совсем другая. Главная ее задача не научить ребенка считать дважды два четыре, а научить его учиться.

Когда дети у меня в школе спрашивали: «Зачем мне химия, я на экономический иду», я приводила такую метафору: закройте глаза и представьте, что ваш мозг – это заснеженное поле, в котором только что прошла метель. Ровное, белое. И каждый пример, который вы решили, каждая выученная дата, каждая изученная тема – это как маленькая тропинка, которую вы проложили по полю. Если вы это действие выполняете постоянно, тропинка становится широкой и утоптанной, вы движетесь по ней легко, не задумываясь. Остальные тропинки, которых вы касаетесь реже, будут не такими широкими, и, возможно, их снова заметет, но там, под снегом, тропинки все равно останутся, и когда вам это понадобится, они выведут вас туда, куда нужно.

То есть, наша основная учебная задача в школе – тропинок натоптать. И пока еще не существует методики правильнее и лучше, чем учить дважды два четыре. Пока еще человечество не шагнуло так далеко.

Значит, все-таки классическая система образования себя оправдывает пока, и она нужна?

Ей пока не наработано четкой альтернативы. Я сейчас активно изучаю мировой опыт и в будущем году планирую поехать и познакомиться новыми форматами школ. Но это в мире, а российское образование пока не наработало серьезную базу альтернативных подходов к обучению.

А у нас ведется вообще работа в этом направлении?

Пока речь идет только об изменениях поведения в рамках системы «учитель и ученик», системы стимулов, допусков и разрешений. Например, можно вставать во время урока, или первый класс сидит на коврике и играет в игрушки. Но все равно все учат дважды два. В итоге результат, набор знаний и компетенций, один и тот же. Разница в мелочах – там посолили, здесь поперчили, там вареньем намазали, здесь бабочку прилепили. Да, подход стал другим, сейчас учат с учетом возможностей и личных особенностей ребенка. А концептуального прорыва в плане изменения набора знаний и компетенций пока не произошло.

Но обязательно произойдет?

Обязательно и очень скоро. В этом году заметила одну тенденцию, которая меня потрясла до глубины души. У меня сын в этом году идет в 9 класс, и я вижу, что дети сейчас массово уходят после 9 класса и штурмуют колледжи. Знаете, почему?

Они хотят быстрее получить профессию?

Нет. Они просто не уверены, что улучшат свой результат по ЕГЭ. Они сидят и смотрят на свой средний балл аттестата, видят там 4,2 и идут в колледж, потому что в таком случае им не надо беспокоиться о сдаче ЕГЭ.

Не могу пока оценить  хорошо это или плохо. Просто констатирую факты.

Расскажите, какие направления работы ведутся в образовательном кластере «Растем вместе»? Какому из направлений уделяется наибольшее внимание?

Когда мы рассматривали с маркетологами планы развития, то выяснили, что жизненный цикл нашего клиента – 18 лет. То есть, он начинает свой путь вместе с мамой на занятиях для беременных, потом посещает развивающие занятия, идет в садик, а из него в – школу. Конечно, школа сейчас, как новое направление, требует много сил и времени. Классическая общеобразовательная с 1 по 11 класс, у нас там сейчас учится 130 детей, отлично сдают ЕГЭ, участвуют в олимпиадах.

Чем она отличается от обычной общеобразовательной школы?

Пока преимущественно атмосферой. У нас очень спокойно, тепло и доброжелательно. Классы небольшие, по 15 человек. И, конечно, дети, которые прошли определенный путь в обычной школе, тут отогреваются. Через 3-4 месяца они становятся совсем другими. Наверное, в определенной мере мы их нянчим, опекаем, оберегаем.

Желающих привести ребенка в школу очень много. Мы набрали в этом году два первых класса. Открыли бы и два третьих, и два четвертых, но их просто некуда поместить. Да, у нас позитивная педагогика. Мы возим ребят всюду, они участвуют во множестве проектов. В этом году мы пришли к необходимости дополнительно обучать детей, чтобы они получали специальность. Попробуем, это будет важный опыт. Хотим взять два направления: IT и поварские технологии. Хотим дать им, в первую очередь, навыки, а не корочки. Ну и хотим еще обучить, чтобы они получили водительские права.

У Вас разновозрастные сыновья. Расскажите, приходилось ли прибегать к посторонней, может быть, консультационной, помощи в процессе их роста и взросления? Или с четырьмя дипломами, два из которых по психологии, Вы сами без труда справлялись с такими ситуациями?

Вообще, психолог не может работать в условиях личной заинтересованности и эмоциональной вовлеченности. Если он включен в ситуацию, то необъективен. Не рекомендуется работать со своими детьми и даже родственниками. И это правило, которое настоящий специалист всегда помнит. Я сейчас не говорю о простых вещах, например, о страхе темноты. На таком общебытовом уровне использовать свои навыки можно и нужно. Если же проблема глубокая, если в ней есть моя боль, то лучше воспользоваться сторонней помощью.

Мы много говорим про моих детей. Но многие этапы развития «Растем вместе» связаны с какими-то моментами в жизни моих детей. Когда подрос старший и родился средний сын, от нас ушла няня, и мы открыли детский сад. Помню, многие знакомые потом смеялись: «Теперь тебе надо открыть школу». Я говорила: «Да вы что! Никогда!». А теперь уже 4 года у нас действует школа.

Следующим этапом будет университет?

Можно я промолчу?))

 

Хорошо. Резко меняем тему. Дети сейчас активно добывают информацию сами – из интернета, в первую очередь, и часто лучше родителей знают, что и где найти. Может быть, предоставить им полную свободу в таком самообразовании?

Я не готова к тому, чтобы сказать – давайте дадим все в руки самих детей. Всё-таки роль родителей очень важна. И меня пугают эти ситуации в современном обществе, когда ребенок в семье становится взрослым, когда мама и папа подчиняют свою жизнь пожеланиям и капризам двухлетнего ребенка. Все-таки родители должны установить рамки воспитательные, поведенческие, рамки безопасности и правильного режима. Но, конечно, речь идет не о том, чтобы ограничивать ребенка, закрывать ему варианты возможностей, давая ему только один вариант видения мира. 

На конференции «Дети и родители» у Вас будет тема, актуальная для огромного числа родителей и детей сегодня: школа будущего. Какие вопросы планируете обсудить с мамами и папами будущих школьников?

У меня есть четкое представление, куда мы сейчас идем в образовании в принципе. Я не хотела бы раскрывать все секреты, но должна сказать одну такую важную вещь: сейчас происходит кастомизация, персонализация потребностей. И мне кажется, от массовости мы будем уходить к индивидуальному обучению. А вот как, с помощью каких техники и технологий будет это происходить – отдельный вопрос.

Насколько к этому готовы современные родители?

Нам, родителям, сейчас сложно. Мир меняется с безумной скоростью. Появляются и исчезают новые профессии, требуются все новые навыки и умение быстро учиться, добывать нужную информацию. Я, как мама, учитель, тоже сейчас не чувствую себя вправе диктовать ребенку: делай вот это, учи это, тебе обязательно пригодится в жизни. Потому что, возможно, ему это вообще не пригодится, но зато будет востребовано что-то из того, что я сегодня считаю неважным, второстепенным.

Говорят, возраст детства сейчас увеличивается, взросление отодвигается. И это правда, ведь что такое детство для человека? Это, с точки зрения адаптационной, период накопления информации, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. А информации в мире становится огромное количество, и усвоить необходимый минимум к 18 годам просто невозможно! Я сама сейчас по этим параметрам в глубоком детстве нахожусь.

Кстати, у меня на этот счет есть одна очень интересная притча, которая применима к самым разным сложным воспитательным моментам. Но ее я расскажу на конференции. Приходите и всё узнаете.