Роман, у Вас очень широкая сфера самореализации: предприниматель, спикер, автор книг, действующий консультант по маркетингу. Какое из этих направлений, все-таки, больше «лежит к душе»? И почему?
- В большей степени я все-таки предприниматель. У меня 2 компании и обе в области маркетинга. Поэтому консалтинг и исследования – это все. Но я считаю просто преступлением не делиться знаниями и умениями. Поэтому активно выступаю, и мне это нравится, потому что я вижу, как у людей загораются глаза прямо в зале, даже в самых непростых ситуациях.
Вы получили три высших образования и степень МВА, причем одно из образований – техническое. Скажите, как техническая составляющая Вашего образования отражается на основной деятельности (маркетинг, если я не ошибаюсь)? Чем техническое образование конкретно может быть полезно маркетологу?
- Я просто невероятно счастлив, что по первому образованию я химик. Я искренне убежден, что ничто не развивает так хорошо голову, как технические специальности. Это фундамент, на который легко нанизывать все остальное, в моем случае маркетинг. Сейчас, когда мы берем на работу маркетологов я всегда смотрю на образование, мне не важно, как закончил институт человек, но если он учился не гуманитарным специальностям, то я уже почти люблю его. Ну и большой плюс - у меня не возникает проблем ни в одной из отраслей, которые необходимо консультировать.
Тема Вашего вступления на «Сибирском трамплине» - «Инструменты огонь!». А как Вы для себя определяете наиболее полезные для использования инструменты? Может быть, тестируете или доверяетесь интуиции?
- Самые полезные – это те, которые действительно работают и актуальны в это время. Вот сейчас, например, есть ряд проблем с ценообразованием. Клиенты хотят покупать дешевле, но снижать цены не выгодно. Я как раз буду рассказывать, что делать в таких случаях. Плюс все инструменты будут проверены на практике у моих клиентов.
Сейчас много говорят о влиянии digital на маркетинг и о том, что через пару лет приличный маркетолог обязан будет в совершенстве владеть digital-инструментами, иначе места на рынке ему не останется. Как Вы думаете, это умелая манипуляция образовательных ресурсов или реальная перспектива?
- Это реальная перспектива, которая наступит не через пару лет, а наступила уже вчера. Каждый раз, когда мы собеседуем маркетологов для клиента, то digital это одна из самых важных компетенций, которую мы проверяем. Сопротивление digital невозможно!
Какие ключевые навыки и знания, на Ваш взгляд, отличают хорошего маркетолога от менее хорошего?
- Я всегда смотрю на наблюдательность. Если маркетолог, когда идет на собеседование, подмечает штук 30 точек контакта в офисе и готов про них рассказать и дать рекомендации, то он очень крутой. Выступая перед молодыми ребятами, я всегда говорю: «Развивайте наблюдательность! Это самое важное качество маркетолога. Видеть, куда клиент смотрит, как он ходит, как покупает, как использует и т.д.»
В чем ищете вдохновение вне работы? Если можно, раскройте свой личный рецепт достижения гармонии.
- В музыке. Для меня самое главное, чтобы была музыка, я без нее совсем не могу работать. Вот сейчас, например, у меня в ушах Piano Interrupted, ребята делают невероятную музыку.